Вклад чеченского народа в победу над фашизмом. Часть 3

В районе Мурманска отважно бились с врагом воины-чеченцы Гайдабаев, Айзулаев, Дауров, Мадагов, Окунчаев и др.
Призванные в Красную Армию из с. Валерик Ач-хой-Мартановского района бойцы Я. Замаев, А. Джаб-раилов, А.-Р. Зайнутдинов, М. Хуштаев, А. Шовхалов, А.-Б. Ибрагимов, X. Сагаев, Б. Асхабов, И. Пагалов, А. Па-галов, А. Хадаев и другие проявили образцы мужества на фронтах Великой Отечественной. Абдул-Разак Зайн-диевич Зайнутдинов прошел с боями тысячи километров, участвовал в битве на Курской дуге, форсировании Днепра и в других знаменитых сражениях. Имел два тяжелых ранения. Был награжден орденами Славы III степени, Отечественной войны, медалью «За отвагу» и другими боевыми медалями.
В марте 1943 года из воинской части в Грозный пришло письмо на имя Патри Магомадовой (жительницы селения Самашки Ачхой-Мартановского района) со словами благодарности в ее адрес за воспитание сына — храброго воина Ахмата Магомадова, уничтожившего 87 немцев.
Во фронтовой газете «Сталинское знамя» рассказывалось о подвиге 45 советских гвардейцев во главе с И.М. Шаиповым. Гвардии капитан И. Шаипов был и агитатором (редактировал газету «Сталинская гвардия»), и прекрасным воином [32]. На его личном боевом счету было 50 уничтоженных фашистов, 1 танк и три автомашины. До конца войны гвардии майор И. Шаипов продолжил боевой путь, участвовал в форсировании Сиваша, в освобождении Крыма, в боях за Кенигсберг. Награжден двумя боевыми орденами и несколькими медалями [33].
Под Бердичевым в неравным бою пал смертью храбрых капитан Ахмед Дотмурзаев, командир стрелковой роты 876-го полка 276-й Темрюкской дивизии. Он был кавалером орденов Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Отечественной войны II степени, двух орденов Красной Звезды. Украинцы поставили у себя на родине памятник славному воину-чеченцу.
Немало было и героев-танкистов из числа воинов Чечено-Ингушетии: А. Мазаев, X. Алироев, А. Манкиев, М. Мальсагов и др. Танк А. Мальсагова одним из первых вышел летом 1944 года к рубежам государственной границы СССР в районе Молдавии.
… В январе 1943 года Л. Загаев был зачислен в состав действующей армии на Кубани. Первое боевое крещение он получил, освобождая город Славянск. Вместе с ним были его односельчане — братья Тагир и Арби Акаевы, Сулман Закаев, Муса Хасуев. Это те, кому посчастливилось дожить до Дня Победы. Но, к сожалению, много наших земляков тогда героически погибло, сражаясь с фашистскими захватчиками. Среди них Мовлди Дзухаев из с. Мекен-Юрт, Ахмед Магомедов из Надтеречного района. И похоронены они там, на кубанской земле.
Лечи Загаев вспоминает, как, невзирая ни на какие трудности, красноармейцы, призванные из Надтеречного района (а их было более ста человек), проявляли мужество, героизм и храбрость.
Л. Загаев вспоминает: «Наши командиры всегда говорили нам: ребята, мы надеемся на вас и верим, что вы не подведете».
В ноябре 1943 года подразделение, в котором служил Лечи, десантом было высажено в тыл врага. Каждый день метр за метром с боями, потерями среди личного состава они освобождали родную землю от вероломно напавшего агрессора. 11 апреля 1944 года немцы отступили по всему южному берегу Черного моря. 696-й стрелковый полк отдельной приморской армии, в котором воевал Лечи, участвовал в освобождении Крыма, Феодосии, Севастополя. Здесь же, в Крыму, Загаев был дважды ранен, но он каждый раз возвращался в строй. Даже тогда, когда он получил тяжелую контузию, Лечи настоял на том, чтобы его вернули на фронт.
В начале 1944 года Лечи, уверенный в победном исходе войны, стал думать о том, как же станет налаживаться жизнь дома, в Надтеречном районе, да и вообще в республике. Но вскоре пришло письмо из Казахстана (от сослуживца Лечи — Арби Акаева, демобилизованного после тяжелого ранения из рядов Красной Армии), из которого Лечи узнал о том, что весь чеченский народ выселен в Среднюю Азию. Через некоторое время он, в числе других воинов-чеченцев, был направлен в Горьковскую область на лесозаготовки.
Более 20 чеченцев сражались в составе 360-го гаубично-артиллерийского полка под Полоцком и Великими Луками. Среди героев Великой Отечественной войны совсем недавно стали известны имена отважных воинов из Чечено-Ингушетии: Р. Кагерманова, У. Каимова, С. Гази-ева, Н. Бибулатова, М. Доккуева, А. Хадаева, У. Калаева, В. Гериханова и других [34]
Благодаря поисковой работе X. Ошаева, стали известны имена воинов-чеченцев, павших при освобождении Венгрии. На Памятнике Свободы в Будапеште выгравированы имена геройски погибших воинов из Чечено-Ингушетии: старшего лейтенанта М. Юсупова, бойца К. Гапурова, санитара Р. Сунаева, лейтенанта Н. Ахмедова, рядового Н. Мусаева, бойца Д. Аймурзаева, рядового К. Довлетмурадова и других отважных сынов чеченского народа [35].
Высокое боевое мастерство и отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками показали командир артиллерийского полка подполковник А. Ахматханов, прославленные летчики А. Ахмадов, А. Имадаев и многие другие.
Умер, так и не дождавшись правды и справедливости, житель с. Шалажи Урус-Мартановского района республики Али Ибрагимов, ефрейтор 9-й Кубанской дивизии, которого за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра, представили к званию Героя Советского Союза, но Золотую Звезду ему, чеченцу, так и не дали увидеть. Он имел медали «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина» и другие награды. Не менее горькая правда состоит и в том, что вплоть до мая 2004 года не был признан даже участником Великой Отечественной войны Алхаст Париев, прошедший по ее дорогам от начала до самого конца, до Дня Победы.
Таких случаев, когда отважным чеченским воинам не присуждали звания Героя Советского Союза исключительно по национальному признаку, известно десятки. Были случаи, когда представления к званию Героя Советского Союза доходили с большим опозданием.
Хансолт Дачиев получил звание Героя в 20 лет — за участие в важнейшей в стратегическом отношении операции по форсированию Днепра и проявленные при этом мужество и героизм. Это было в 1943 году. До этого он воевал в кавалерийском полку, был разведчиком. Уже командиром разведвзвода участвовал в форсировании Одера и взятии Бранденбурга. За участие в этой операции был награжден орденом Красной Звезды. Затем — еще одна Красная Звезда и медаль «За взятие Берлина». Геройским был весь воинский путь Дачиева!
Даже легендарный Мовлид Висаитов, гвардии подполковник, командир 28-го кавалерийского полка 6-й гвардейской кавдивизии из-за «пятой графы» не мог получить заслуженного им звания Героя. Одним из первых вышедший на реку Эльба, где произошла историческая встреча с войсками союзников, Мовлид Алероевич Висаитов был первым советским офицером, который пожал на Эльбе руку командиру передовых американских частей генералу Боулингу.
В боях Великой Отечественной войны Висаитов участвовал с первого и до последнего дня, пройдя путь от Терека до Эльбы. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова, Красной Звезды, многочисленными медалями, наградами Польши, Венгрии, Чехословакии.
Из рук генерала Боулинга, по указанию американского президента Гарри Трумэна, М. Висаитов получил высокую награду США — орден «Легион чести». В июне 1945 г. командующим фронтом маршалом К. Рокоссовским он был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако Лаврентий Берия наложил запрет на вручение этой награды.
Лишь в мае 1990 г. Указом президента СССР М.С. Горбачева М.А. Висаитову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Была и еще одна награда за воинские подвиги — особая. Известный писатель Шолохов подарил Висаитову коня. И один из эпизодов фронтовой жизни чеченского героя напрямую связан с этим конем.
…Случилось это недалеко от реки Дон. Войска отступали. Был пасмурный вечер, и трудно было отличить в тумане свои позиции от вражеских. Висаитов решил лично проверить левый фланг. Он помчался на коне в сопровождении только своего ординарца навстречу колонне пехоты и, только совсем приблизившись, понял, что это немцы. Пришпорил коня, врезался в колонну, разя врагов шашкой, прорубил себе путь и, когда по нему начали строчить автоматы, был уже вне досягаемости. Однако одна пуля достала его, пришлось на скаку сделать перевязку, а потом уж думать о возвращении на свои позиции. В темноте было трудно сориентироваться. И тут Висаитов вспомнил, что родная станица писателя Шолохова должна быть где-то рядом, а лошади умеют самостоятельно находить дорогу домой. Он отпустил поводья, доверился коню, так как ослабел от потери крови. А конь действительно к утру вывел Висаитова прямо на Вешенскую, еще не занятую немцами.
Фронтовая судьба сводила Висаитова с людьми многих национальностей. Некоторые стали его друзьями на всю жизнь. Среди них — украинская женщина Галя, выходившая его после тяжелого ранения в боях под Таганрогом. Висаитов разыскал ее уже после окончания войны, и дружба двух семей — чеченской и украинской — продолжалась до самой его смерти.
Вместе с М. Висаитовым прошли славный боевой путь многие чеченские воины — Б. Алханов, начальник штаба 255-го кавалерийского полка, А-В. Исмаилов, А. Ай-дамиров, А. Магомедов, 3. Межидов, Ш. Закриев и др.
Славный боевой путь прошли братья Имадаевы из горного аула Итум-Кале. Ахмет Имадаев всю войну сражался на фронтах Великой Отечественной войны летчиком-истребителем. Потопил несколько вражеских кораблей. Имел звание майора и многочисленные боевые награды.
Его брат, Магомед Имадаев, в январе 1942 г. был назначен комиссаром 255-го Чечено-Ингушского отдельного кавалерийского полка. Участвовал в жарких сражениях против фашистов рядом с Висаитовым, Алхановым, Гагиевым, Дзабиевым, Санаевым и другими боевыми товарищами.
Тяжело раненным Имадаев попал в плен и был расстрелян фашистами36.
Ш. Закриев, имевший мною ранений, дошел до самого Берлина. Славный воин Чечено-Ингушетии был награжден 12 орденами и боевыми медалями. [37]
Прославленный воин Д. Энгеноев был кавалером трех орденов Славы, что являлось довольно-таки редким явлением в армии даже в то время38.
Шарпуд и н Магомедов, призванный в действующую армию из Грозненского района республики, храбро воевал в составе 212-го самоходного артиллерийского полка. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками, боец Ш. Магомедов был отмечен высокими правительственными наградами: орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», За освобождение Будапешта», «За освобождение Белграда», «За освобождение Вены», «За победу над Германией» и другими.
Умат-Гери Мержаев из селения Бамут был призван в Красную Армию в 1940 г. 11 месяцев он учился на курсах младших командиров в Ленинграде. На седьмой день войны Умат-Гери и его друг белорус Петро Бобровника в составе 52-го артиллерийского полка послали оборонять город Каунас (Литва). Мержаев был наводчиком орудия. Друзья-воины в ходе двухнедельных тяжелых боев проявили подлинные чудеса храбрости. Позже, при отходе наших войск из старой Руссы, Мержаев получил тяжелое ранение в голову. Рискуя жизнью, Петро вывел друга из-под обстрела и доставил в госпиталь.
Таких примеров фронтового братства воинов различных национальностей в годы Великой Отечественной войны можно привести много. И понятие дружбы народов для солдат, вставших на защиту своего общего Отечества, не было пустым звуком [39].
В боях под Старой Руссой в числе других отличился боец 63-й гвардейской дивизии уроженец села Гуни Веденского района Магомед Гайсуркаев. В 1939 году он вместе со своими земляками Ш. Сайдиевым, У. Юсупхаджиевым, И. Мачиговым, Н. Ахъядовым, Б. Лалуевым и другими был призван в Красную Армию. Воины-земляки первое боевое крещение прошли еще в финской войне в составе 426-го пехотного полка. М. Гайсуркаев, о котором очень высоко отзывались его командиры, был награжден орденом Славы и многими боевыми наградами [40].
И в штурме Берлина, и в разгроме Японии участвовали воины из Чечено-Ингушетии.
Уроженец Урус-Мартана Магомед Индербиев в 1941 году добровольцем ушел на фронт, взяв с собою, по древнему обычаю чеченцев, горсть родной земли, которую высыпал через 17 лет на то же место, откуда взял.
Об этом известный чеченский поэт X. Эдилов написал стихотворение «Горсть земли» и позже выпустил под этим названием сборник стихов, а поэт М. Садулаев написал поэму, посвященную Магомеду Индербиеву.
Участвовал Индербиев в сражениях на Южном, Воронежском, Центральном, Карельском, 1-Украинском фронтах, на Курской дуге. А в октябре 1943 года на правом берегу Днепра получил тяжелое ранение, когда, командуя лично, выводил из окружения две роты противотанкового батальона. В 1944 году воевал на Карельском фронте, участвовал при прорыве финской обороны на реке Свирь, линии Маннергейма. С ноября 1944 года по победный май 1945 года участвовал в боях за прорыв на Сандомирском плацдарме, на реках Висла (Польша), Одер, Нейсе и Шпрее (Германия). С 22 апреля по 2 мая участвовал в уличных боях при штурме Берлина, лично командовал операцией при ликвидации эсесовской группировки, прорвавшейся в тыл наших частей. 7-8 мая штурмовал Дрезден, а 9 мая на улицах Праги, столицы Чехословакии, закончил войну.
Всю войну был фельдшером в батальоне связи, в противотанковом батальоне, в артиллерийском дивизионе. Во всех этих войсковых частях избирался комсоргом, всегда был в гуще солдат, оказывал помощь раненым на поле боя. Офицером запаса демобилизовался в 1948 году.
Ныне Магомед Тимербиевич Индербиев — председатель республиканского Совета ветеранов войны и труда41.
О герое войны М. Индербиеве, который был награжден орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и 14 медалями, подробно писал в газете «Маршо» от 5 марта 2004 г. М. Губзаев. Накануне годовщины Победы в Великой Отечественной войне автор взял интервью у ветерана, который сказал: «Впечатления у нас, ветеранов, о Дне Великой Победы самые неизгладимые. Мы осознаем судьбоносную значимость Победы над фашистской чумой для всего человечества и мира в целом. Одним из главных источников нашей силы на войне была дружба. «Сам погибай, а товарища выручай» — не просто красивые слова. Это был неписаный закон военного братства. Трудно даже подсчитать, сколько солдатских жизней он спас.
 
 
32 «Сталинское знамя». 1942, 12 декабря.
33 Абазатов М.А. Чечено-Ингушский народ в Великой Отечественной войне…
-С. 41.
34 Ошаев Х.Д. Слово о полку Чечено -Ингушском… — С. 431.
35 Ошаев Х.Д. Слово о полку Чечено-Ингушском… — С. 443.
36 Ламанан Аз, 23 марта 2005 года.
37 Грозненский рабочий. 1964, 2 февраля.
38 Чеченцы: история и современность… — С. 240.
39 «Вести республики». № 19 11 марта 2005 г.
40 «Аргун». 10 марта 2005 г.
41 «Вести Республики». №15, 22 февраля 2005 года.

Close
Яндекс.Метрика